ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ 7 МИНУТ

Анастасия Кубицкая
Заместитель директора по направлению Битрикс24, СофтСервис

КАК ДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ НЕТВОРКИНГ

*полную версию статьи читайте в нашем блоге на spark.ru

Все мы знакомы с теорией шести рукопожатий – каждый человек на планете знаком с любым другим человеком через шесть лиц. Нетворкинг базируется именно на этой теории. Суть в том, чтобы «приблизить» к себе нужных вам людей. Чем шире ваша сеть взаимодействий, тем проще вам будет обрести надежных партнеров и верных клиентов.

Что такое нетворкинг и как он работает

Ранее говорили: «У него связи», «Он по блату». Сейчас говорят: «У него большой нетворкинг». В сухом остатке, «связи» и нетворкинг мало чем отличаются. Разница скорее в восприятии. Раньше наличие большого количества контактов и использование их в собственных целях считалось чем-то зазорным. Сейчас же все активно используют все доступные преимущества, чтобы достичь большего. Нетворкинг – это долгая и упорная работа, которая отнимает время и силы. Человек – существо социальное, которому по природе свойственно взаимодействие с другими.

Логично уложить это взаимодействие в плоскость рабочих целей, растить свою сеть и продолжать взаимодействие с пользой для обеих сторон. По сути, нетворкинг – это расширение сети контактов с целью дальнейшего взаимодействия в рамках какой-либо выгоды для сторон. 

Как делать нетворкинг правильно

Как и все прочее, нетворкинг можно положить в простую понятную структуру или этапы:

  1. Определение целей нетворкинга
  2. Выбор платформы или места
  3. Подготовка
  4. Активное участие и общение
  5. Обмен контактами
  6. Поддержание связи
  7. Взаимопомощь
Разберем каждый из этапов подробнее.

Определение целей нетворкинга

Этап целеполагания должен присутствовать в самом начале чего угодно, если вы хотите получить результат. Есть несколько методик по постановке целей, самая популярная из них – SMART. Как использовать ее правильно, мы рассказывали в нашем подкасте.

SMART – это база, которую можно дополнять и дорабатывать. Например:

  • Конкретность: «Расширить сеть контактов» – не подойдет. Лучше использовать цель «Найти 3 новых крупных клиента из отрасли машиностроения».
  • Измеримость: Вариант «Много» не подходит. Лучше «3», «5», «7», «10» и т.д.
  • Достижимость: Если вы хотите получить 20 качественных контактов с бизнес-завтрака, где собирается 15 человек, вы не достигнете своей цели.
  • Релевантность: Цель должна соответствовать вашим интересам и нести пользу для глобальных проектов и бизнеса в целом.
  • Ограниченность во времени: Бесконечные цели и задачи не мотивируют их выполнять.

Выбор места для нетворкинга

После определения целей следует выбрать, где вы будете их реализовывать:

  • Определение целевой аудитории: Кто вам нужен? Новые клиенты? Партнеры? Поставщики? Менторы?
  • Составление перечня мероприятий: Анализируйте, на каких ближайших мероприятиях вы можете встретить интересующих вас людей.
  • Изучение отзывов: Поищите отзывы в сети и среди ваших знакомых.
  • Изучение формата: Выбирайте мероприятия, где участники могут свободно общаться между собой.
  • Учет удобства и доступности: Не всегда имеет смысл лететь на другой конец страны для общения с 10-15 людьми.

Подготовка к нетворкингу

Цели поставлены, мероприятие выбрано. Что дальше? Начинается этап подготовки, от которого во многом зависит результат. Недостаточно просто прийти, рассказать о себе и обменяться визитками. Подготовка делится на три части: о собеседнике, о себе и организационная часть.

О собеседнике:

  • Определите ключевые лица и компании.
  • Сформулируйте цели коммуникации с каждым лицом или компанией.
  • Сформируйте стратегию коммуникации с каждым представителем.

О себе:

  • Подготовка базовой самопрезентации.
  • Адаптация самопрезентации под представителей вашего ТОП-списка.
  • Проработка профессионального и соответствующего ситуации имиджа.

Организационные:

  • Время: Приходите пораньше, чтобы успеть пообщаться с участниками.
  • Логистика: Продумайте, как будете добираться на место.
  • Приложения для нетворкинга: Подготовьте все, чтобы нетворкинг проходил наиболее комфортно.

Активное участие и общение

На этом этапе происходит ваше общение с собеседником. Важно не только презентовать себя, но и вовлекать собеседника в коммуникацию:

  • Используйте активное слушание.
  • Применяйте технику «3 Да».
  • Используйте открытые вопросы.
  • Слушайте и адаптируйтесь.
  • Уважайте время собеседника.

Взаимопомощь

Нетворкинг – не просто про обмен визитками. Это про установление качественных взаимосвязей. Поддерживайте касания с теми, чьи контакты вы получили. Это могут быть нейтральные коммуникации, поздравления с праздниками, реакции на их активности в соцсетях и приглашения на мероприятия.

Управление контактами после встречи

Когда вы стали нужны друг другу для каких-то целей, важно не «выключать» режим дружеского общения. Нетворкинг – в первую очередь про долгосрочные взаимоотношения.

Эта структура и советы помогут вам эффективно использовать нетворкинг для роста вашего бизнеса и увеличения продаж. А полную версию данной статьи читайте в нашем блоге на spark.ru